Украинская народная сказка. Колосок — украинская народная сказка на русском языке — вкусные рецепты
Вторые блюда Выпечка Десерты

Украинская народная сказка. Колосок — украинская народная сказка на русском языке

Колосок

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да пету­шок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней бу­дил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на зем­ле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл! Прибежали мышата и говорят:

Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я! -петух петушок с метлой закричал один. - Только не я! - закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу.
А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намо­лотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки на­молоть.
- А кто понесёт? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мель­ницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё:
- Только не я! - запищал Круть.
- Только не я! - запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в неё пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пля­шут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть мне хочется! - пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок?
- Ты нашёл! - громко запищали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пиро­ги кто пёк?
- Всё ты, всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

Русская народная сказка

Существуют сказки, известные нам с самого детства. Обычно малышам их читает мама, бабушка или няня перед сном или во время отдыха. Яркие образы и простые сюжеты запоминаются на всю жизнь, мораль, высказанная в произведениях, подспудно откладывается на подсознательном уровне. Происходит ненавязчивое обучение ребенка основным жизненным законам, определяющим, что такое хорошо, а что - плохо, что можно делать, а чего - нельзя.

Лень и хитрость, жадность и злость в простых образах животных, растений и мифических персонажей противопоставляются в сказках для самых маленьких смелости и добродушию, честности и доброте. Так дети начинают осознавать суть и правила окружающей их действительности. К подобным произведениям, запоминающимся с младых ногтей, слушаемым и читаемым ребятами, относится и народная сказка «Колосок». Ее можно и нужно поставить в ряд к книжкам-малышкам для дошкольного и

Сказка «Колосок»

Существуют авторские сказки, которые придумывают и сочиняют писатели и поэты (например, сказки в стихах Александра Сергеевича Пушкина). В таких произведениях текст, однажды созданный, не меняется. Он публикуется в авторском исполнении при последующих изданиях.

Украинская сказка «Колосок» относится к народным. Ее авторы - люди, а передавалась она (по крайней мере, ранее) из уст в уста. Конечно же, потом ее записали на бумаге и издали в книжках. И теперь сказка «Колосок» предстает перед нами в таком виде, как мы ее знаем из этих публикаций. Давайте вместе еще раз прочитаем ее.

Герои

Главные произведения: мышата Круть и Верть и Петушок Голосистое Горлышко. Имена мышат - говорящие. Они - воплощение непоседства и безответственного веселья, нежелания участвовать в общественном труде. Но не следует забывать, что это мышата, а значит, еще не совсем взрослые члены общества. Поэтому в конце сказки их воспитывают и журят. И, кажется, мышата понимают, что сделали что-то не так. По крайней мере, им становится стыдно: они тихо пищат и встают из-за стола.

Петушок, напротив, - олицетворение трудолюбия. А Голосистым Горлышком его прозвали за то, что он еще и будит всех по утрам, а только затем приступает к своей работе.

Собственно, вся сказка «Колосок» может уместиться на нескольких небольших листах бумаги. Петушок делает все: находит колосок, молотит его, мелет муку, месит тесто, топит печь и печет пироги. Мышата не делают ничего: только поют, веселятся, играют в чехарду. А как только становится вопрос о том, кто будет трудиться, сразу же пищат: «Не я, не я!».

Когда пироги готовы, мышата тут как тут: тоже готовы пользоваться результатами чужого труда, ничего не отдавая взамен и не участвуя в процессе. Но не тут-то было! Петушок начинает воспитательный процесс: задавая вопросы и получая на них адекватные ответы от мышат, постепенно подводит их к основной идее, высказанной в сказке: для того, чтобы что-то получить, надо трудиться.

Мораль

Сказка «Колосок» - народное произведение морали. Здесь нет никакого завуалированного подтекста и тонких смыслов. В простом сюжете и простых поступках героев (как Петушка, так и мышат) прослеживается мысль о том, что надо больше трудиться и помогать друг другу, меньше бездельничать. Мышата, практически выгнанные Петушком из-за стола, олицетворяют неминуемость наказания за свои поступки (им не дают лакомства, потому что нечего таких лодырей и лентяев угощать пирогами). Но они и сами осознают в конце сказки свое поведение и понимают, за что их наказали. Так что, можно сказать, что сказка «Колосок» не имеет ярко выраженных отрицательных персонажей, ведь осознание проступка - уже шаг к исправлению.

или-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!

Прибежали мышата и говорят:

Нужно его обмолотить.

А кто будет молотить? - спросил петушок.

Только не я!-закричал один.

Только не я!-закричал другой.

Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:

Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

А кто понесёт? - спросил петушок.

Только не я!-закричал Круть.

Только не я!- закричал Верть.

Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.

Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:

Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.

Только не я!-запищал Круть.

Только не я!-запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

Видно, мне придётся.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

Ох и проголодался я! - пищит Круть.

Ох и есть хочется! - пищит Верть.

И за стол сели.

А петушок им говорит:

Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.

Ты нашёл! - громко закричали мышата.

А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.

Ты обмолотил! - потише сказали оба.

А кто зерно на мельницу носил?

Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.

А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.

А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

УРОК 21

Без трудів не їстимеш пирогів.

Тема. Українська народна казка «Колосок»

Мета: вчити дітей читати казку в особах; аналізувати вчинки дійових осіб, давати їм характеристики; розвивати навички правильного, виразного читання; виховувати бажання допомагати дорослим і один одному; викликати негативне ставлення до ледарства.

Обладнання: запис казки, колоски з буквами, малюнки героїв, маска, ілюстрації, виставка книг, індивідуальні картки.

Хід уроку

І. Актуалізація опорних знань

1. Артикуляційні вправи.

1) Гра «Добери до слів суперників» (антоніми).

Учитель називає слова, а учні добирають слово, протилежне за значенням (антонім): голосно (тихо) веселі (сумні) початок (кінець) наївся (зголоднів) спочатку (вкінці) лінивий (працьовитий) холод (тепло) працювати (відпочивати) знайшов (загубив)

2) Скоромовка (читання з дошки).

Ви сичі-горлачі,

Не кричіть уночі!

Бо в траві на землі

Сплять мишата малі.

3) Розчитування скоромовки «дощиком».

Дощик накрапає (читають повільно і тихо).

Дощик слабшає, дощ накрапає і дощ перестав (у зворотному напрямі).

2. Кросворд.

1. Який жанр усної народної творчості ми опрацьовуємо у цьому розділі? (Казка). 2. Хто автор цих казок? (Народ). 3. Гостродзьобий герой казки про невдале гостювання. (Журавель). 4. Страшний звір, якому не вдалося обманути сімох діток. (Вовк).

5. Рудохвоста, улеслива тварина, яка в усіх казках хоче тільки хитрувати і обманювати. (Лисиця).

6. Мати сімох чемних, слухняних козенят. (Коза).

7. Хто перехитрив навіть Лисицю? (їжак).

II. Мотивація навчальної діяльності

Вправа з читання.

На дошці прикріплені колоски з буквами. Читання деформований слів.

У ч и т е л ь. Перед вами - казкові колоски. «Обмолотивши» їх і переставивши зернята місцями, ви одержите імена героїв казки. (Круть, Верть, Півник)

III. Опрацювання нового матеріалу

1. Робота з текстом.

1) Слухання казки «Колосок» у записі. Бесіда.

Хто були Круть і Верть?

Як звали півника?

Що знайшов півник?

Що любили робити мишенята?

2) Робота з картками.

Вправи на розширення поля читання. Учні з"єднують частини слів,

їс ти

тіс то

по тім

ті льки

пи роги

спе

моло

намоло

заміси

розпали

2. Вправи з читання.

Подумайте, чому герої казки мають такі імена.

Де відбуваються події казки? В яку пору року? Що на це вказує?

Чому мишок звати Круть і Верть?

2) Вибіркове читання з елементами бесіди.

Прочитайте, що найбільше любили робити мишенята?

Чим займався півник?

Що він знайшов одного разу?

Прочитайте, які поради давали мишенята?

Хто все це робив?

Прочитайте, що робили весь час мишенята?

Прочитайте ще раз мовчки останню розмову півника з мишенятами. Прослідкуйте, як змінювався настрій мишенят під час розмови.

Прочитайте слова казки, які свідчать про зміну їхнього настрою.

Що робив півник? Чи справедливо він вчинив?

Чому мишенята вилізли з-за столу?

Кого з героїв казки вам шкода? Чому?

Який епізод вас найбільше схвилював?

3) Читання казки в особах. Учитель звертає увагу учнів на розділові знаки і слова, що «підказують» інтонацію читання.

3. Інсценізація казки.

Учні перечитують уривок казки (від слів «Ох і зголоднів я!»). Переказ з елементами інсценізації.

4. Творча робота.

Поділити клас на 2 групи підтримки і дати завдання на самостійне опрацювання.

I група. Подумати, розказати, що буде з героями казки після закінчення твору.

II група. Де треба було змінити сюжет казки, щоб мишенята змогли їсти пироги?

5. Завдання учням.

Характеристика героїв казки. Визначення головної думки. На дошці - дві колонки слів-характеристик: І колонка - мишенят, II колонка - півника.

Над словами прикріпити малюнки тварин.

У ч и т е л ь. Підкресліть ті риси характеру, які, на вашу думку, притаманні героям казки.

Діти по черзі виходять до дошки і підкреслюють слова.

Мишенята

слухняні

ледачі

веселі

нероби

працьовиті

хитрі

Півник

роботящий

розумний

лінивий

працелюбний

невдячний

стриманий

Прочитайте висновок.

Кому у цій казці ви симпатизуєте? Чому?

6. Робота в зошитах (с. 11,12, завдання 1,2,3).

IV. Підбиття підсумків уроку

Б-е сЧідоаг. о вчить ця казка?

Чи не поводитесь ви інколи, як ці мишенята?

V. Домашнє завдання

1. Подумайте, які поради ви можете дати героям казки.

2. Підібрати прислів"я, які характеризують героїв казки.

3. Придумайте свою назву казки.


Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!

Прибежали мышата и говорят:

Нужно его обмолотить.

А кто будет молотить? - спросил петушок.

Только не я!-закричал один.

Только не я!-закричал другой.

Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:

Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

А кто понесёт? - спросил петушок.

Только не я!-закричал Круть.

Только не я!- закричал Верть.

Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.

Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:

Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.

Только не я!-запищал Круть.

Только не я!-запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

Видно, мне придётся.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

Ох и проголодался я! - пищит Круть.

Ох и есть хочется! - пищит Верть.

И за стол сели.

А петушок им говорит:

Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.

Ты нашёл! - громко закричали мышата.

А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.

Ты обмолотил! - потише сказали оба.

А кто зерно на мельницу носил?

Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.

А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.

А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.